Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАРИЯ
43, С. 531-533 опубликовано: 11 марта 2021г.


МАРИЯ

Е. Ю. Скобцова. Фотография. 2-я пол. 20-х гг. XX в.
Е. Ю. Скобцова. Фотография. 2-я пол. 20-х гг. XX в.

Е. Ю. Скобцова. Фотография. 2-я пол. 20-х гг. XX в.

(Елизавета Юрьевна Скобцова; 8.12.1891, Рига - 31.03. 1945, Равенсбрюк, Германия), прмц. (пам. 20 июля в К-польском Патриархате), мон., духовная писательница, общественный деятель. Род. в семье товарища прокурора окружного суда Ю. Д. Пиленко, впосл. землевладельца и ученого-агронома. С 1895 г. семья проживала в Анапе, где у отца были свои виноградники. В детстве каждую зиму Елизавета обычно ездила с матерью в С.-Петербург к близкой родственнице и своей крестной Е. А. Ефимович, через которую познакомилась с обер-прокурором Синода К. П. Победоносцевым. Впосл. М. называла его другом детства. С 1905 г. жила в Ялте, где ее отец занимал должность директора Никитского ботанического сада и Никитского уч-ща садоводства и виноделия. В 1906 г. после кончины отца переехала в С.-Петербург. Смерть отца стала для Елизаветы тяжелым испытанием, после к-рого она надолго потеряла веру в Бога. В 1909 г. сдала выпускные экзамены в жен. гимназии М. Н. Стоюниной и поступила на историко-филологический фак-т С.-Петербургских высших жен. курсов (Бестужевские курсы). В 1910 г. вышла замуж за помощника присяжного поверенного Д. В. Кузьмина-Караваева, известного в петербургских литературных кругах. В том же году прервала обучение на Бестужевских курсах. Вместе с мужем была активной участницей «Цеха поэтов», посещала литературно-философские собрания в квартире (на «башне») у Вяч. И. Иванова, заседания Религиозно-философского общества в С.-Петербурге. Общалась с Н. С. Гумилёвым, А. А. Ахматовой, М. А. Волошиным, А. А. Блоком, с которым особенно сблизилась и состояла в длительной переписке. Были опубликованы ее поэтические сборники «Скифские черепки» (1912) и «Руфь» (1916), повесть «Юрали» (1915). Также проявила себя как талантливый художник. В 1913 г. оставила Кузьмина-Караваева и уехала из С.-Петербурга в Анапу (развод был оформлен в 1916).

Поддержала Февральскую революцию 1917 г., вступила в партию эсеров. Подарила свое фамильное имение близ Анапы местным крестьянам с просьбой устроить там школу. В февр. 1918 г. избрана заместителем городского головы Анапы, недолго исполняла обязанности градоначальника. После установления в Анапе советской власти была назначена в апр. 1918 г. Анапским городским советом комиссаром по здравоохранению и образованию. В мае того же года приехала в Москву, участвовала в съезде партии эсеров. После объявления большевиками эсеров контрреволюционной партией находилась на нелегальном положении. В окт. вернулась в Анапу, занятую к тому времени белыми войсками. Была арестована за участие в деятельности советских органов власти, но после протестов ряда общественных деятелей выпущена под залог до суда. В марте 1919 г. военно-окружной суд в Екатеринодаре (ныне Краснодар) приговорил ее к 2 неделям ареста. В том же году вышла замуж за Д. Е. Скобцова, общественного деятеля, в нояб.-дек. 1919 г. председателя Кубанской краевой рады. В марте 1920 г. в связи с приближением Красной Армии эвакуировалась из Новороссийска в г. Поти (Грузия). В кон. того же года переехала в К-поль, в 1921 г. с семьей - в Королевство сербов, хорватов и словенцев.

С янв. 1924 г. проживала в Париже. Воспитывала детей: дочерей Гаяну (1913-1936) и Анастасию (1922-1926), сына мч. Георгия (1920-1944). В 1924-1925 гг. в рус. эмигрантских журналах под псевдонимом Юрий Данилов были опубликованы ее повести «Равнина русская» и «Клим Семенович Барынькин», автобиографические очерки «Как я была городским головой» и «Друг моего детства», а также мемуарно-философское эссе «Последние римляне». Смерть от менингита младшей дочери Анастасии вызвала у Е. Ю. Скобцовой глубокие душевные переживания. Она обрела новый смысл жизни - в служении людям во имя Бога. Е. Ю. Скобцова стала жить отдельно от мужа (церковный развод был оформлен 7 марта 1932). С 1927 г. активно участвовала в деятельности Русского студенческого христианского движения (РСХД), выступала с лекциями и докладами, была делегатом съездов. В 1927 г. была избрана кандидатом в члены совета РСХД, в 1930 г.- разъездным секретарем, с 1936 г. член совета РСХД. Заочно училась в парижском Православном богословском институте прп. Сергия Радонежского.

Прмц. Мария (Скобцова). Фотография. 2-я пол. 30-х гг. XX в.
Прмц. Мария (Скобцова). Фотография. 2-я пол. 30-х гг. XX в.

Прмц. Мария (Скобцова). Фотография. 2-я пол. 30-х гг. XX в.

16 марта 1932 г. в храме во имя Сергия Радонежского при Свято-Сергиевом богословском ин-те приняла от митр. Евлогия (Георгиевского), главы Западноевропейского Экзархата русских приходов Константинопольского Патриархата, монашеский постриг с именем в честь св. Марии Египетской. Стала одним из организаторов церковной благотворительной и просветительской деятельности в Париже. В 1932 г. основала в Париже по адресу ул. Виль-де-Сакс, 9 пансионат (общежитие) для одиноких женщин. В 1933 г. на Виль-де-Сакс были открыты богословские курсы. В 1934 г. пансионат был переведен на новое место на ул. Лурмель, 77, где под рук. М. был организован один из важных центров церковно-общественной жизни русской эмиграции. При общежитии был основан храм в честь Покрова Пресв. Богородицы, действовали курсы псаломщиков, а с кон. 1936 г.- также миссионерские курсы. Кроме того, М. организовала в Париже благотворительную столовую для безработных и дом отдыха для выздоравливающих туберкулезных больных в Нуази-ле-Гран под Парижем. М. лично участвовала в ежедневной работе благотворительных учреждений: ходила на рынок за продуктами, готовила пищу, убирала. Она занималась росписью домовой церкви, вышивала иконы и плащаницы. 27 сент. 1935 г. по инициативе М. было создано благотворительное культурно-просветительское общество «Православное дело». В числе основателей были Н. А. Бердяев, прот. С. Н. Булгаков, Г. П. Федотов. Председателем общества избрали М., почетным председателем стал митр. Евлогий. Выступала в печати со статьями различного содержания, продолжала поэтическое творчество. В 1937 г. в Берлине был издан ее поэтический сб. «Стихи».

Во время второй мировой войны, после нем. оккупации Парижа, продолжала благотворительную деятельность, одновременно сотрудничала с движением Сопротивления. В 1940 г. при столовой на ул. Лурмель был открыт магазин для продажи продуктов нуждающимся по низким ценам. В 1941 г. в связи с арестами русских эмигрантов оккупационными властями М. организовала «фабрику посылок» для отправки необходимых вещей заключенным в лагерь в Компьене. Когда в Париже начали проходить аресты евреев, общежитие на ул. Лурмель стало служить убежищем для скрывавшихся от репрессий, гл. обр. для жен и детей арестованных. В июне 1942 г. М. проникла на велодром, где содержались арестованные семьи, и организовала вывоз 4 детей в мусорных корзинах. 8 февр. 1943 г. гестапо разгромило благотворительный центр «Православное дело» на ул. Лурмель. В тот день был арестован сын М. иподиак. Георгий Скобцов. 9 февр. в заключении оказалась и сама М. Вместе с ней был арестован настоятель Покровского храма на ул. Лурмель свящ. Димитрий Клепинин. Была помещена в пересыльную тюрьму в форте Романвиль близ Парижа. В кон. апр. 1943 г. переведена в жен. концлагерь Равенсбрюк. Известно, что в заключении М. писала стихи, рисовала картины на религ. темы.

Не вынеся тягот заключения, в марте 1945 г. М. тяжело заболела и была приговорена начальством концлагеря к казни в газовой камере. Была казнена и кремирована в числе многих др. заключенных. 16 янв. 2004 г. М. была прославлена Синодом Константинопольской Православной Церкви.

Соч.: Скифские черепки. СПб., 1912; Юрали. Пг., 1915; Руфь. Пг., 1916; Равнина русская // СЗ. 1923. № 19. С. 79-133; 1924. № 20 С. 125-215; Последние Римляне // Воля России. Прага, 1924. № 18/19. С. 103-124; Как я была городским головой // Там же. 1925. № 4. С. 63-80; № 5. С. 68-88; Клим Семенович Барынькин // Там же. № 7/8. С. 3-37; № 9/10. С. 3-38; Жатва Духа. П., 1927; Святая земля // Путь. П., 1927. № 6. С. 95-101; Изучение России // ВРСХД. 1927. № 9. С. 17-19; А. Хомяков. П., 1929; Достоевский и современность. П., 1929; Миросозерцание Владимира Соловьева. П., 1929; В поисках синтеза // Путь. 1929. № 16. С. 49-68; К истокам // СЗ. 1929. № 38. С. 488-500; О юродивых // ВРСХД. 1930. № 8/9. С. 3-13; Рождение в творение // Путь. 1931. № 30. С. 35-47; Социальные сдвиги в эмиграции // Новый Град. П., 1932. № 2. С. 70-74; Социальный вопрос и социальная реальность // Там же. № 4; К делу // Там же. № 5; Крест и серп с молотом // Там же. 1933. № 6. С. 78-81; Истоки творчества // Путь. 1934. № 43. С. 35-48; Православное дело // Новый Град. 1935. № 10. С. 111-115; У гроба отца Александра // Памяти о. Александра Ельчанинова. П., 1935. С. 21-24; Отец Александр как духовник // Там же. С. 56-59; Встречи с Блоком // СЗ. 1936. № 62. С. 211-228; Мистика человекообщения // Круг. 1936. № 1. С. 152-158; Стихи. Берлин, 1937; Испытание свободой // Вестник: Орган церк.-обществ. жизни. 1937. № 1-2. С. 11-15; Под знаменем нашего времени // Новый Град. 1937. № 12. С. 115-122; Под знаком гибели // Там же. 1938. № 13. С. 145-152; Расизм и религия // Русские Записки. П., 1938. № 11. С. 150-157; Оправдание фарисейства // Путь. 1938. № 56. С. 37-46; О подражании Богоматери // Там же. 1939. № 59. С. 19-30; Четыре портрета // Новый Град. 1939. № 14. С. 26-40; Вторая заповедь // Православное дело. П., 1939. Сб. 1. С. 27-44; На страже свободы // Там же. С. 84-95; Мать Мария: Стихотворения, поэмы, мистерии, восп. об аресте и лагере в Равенсбрюк. П., 1947; Мать Мария: Стихи. П., 1949; Равнина русская. СПб., 2001; Типы религиозной жизни. М., 2001; Настоящее и будущее Церкви. Что такое церковность. К., 2010.
Лит.: Hackel S. One of Great Price: The Life of Mother Marie Skobtsova. Martyr of Ravensbruk. L., 1965; Гаккель С., прот. Мать Мария (1891-1945). П., 1980; Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. П., 1948. С. 484-485; Бердяев Н. А. Самопознание. П., 1949. С. 299-300; Варшавский В. С. Незамеченное поколение. Н.-Й., 1956. С. 292-295; Эренбург И. Г. Люди, годы, жизнь. М., 1961. С. 204-205; Адамович Г. В. Смерть и время // Русский сборник. П., 1966. Кн. 1. С. 171-182; Е. Ю. Кузьмина-Караваева // Краткая лит. энциклопедия. М., 1966. Т. 3. С. 378; Кривошеин И. А. Мать Мария (Скобцова): К 25-летию со дня кончины // ЖМП. 1970. № 5. С. 30-42; Микулина Е. Мать Мария. М., 1983; Шустов А. Н. Библиогр. указатель лит., филос., публицистич. и худож. произведений Е. Ю. Кузьминой-Караваевой (матери Марии). Томск, 1994; Мать Мария (Е. Ю. Кузьмина-Караваева): Жизнь, творчество, судьба: Конф. к 55-й годовщине со дня смерти матери Марии. СПб., 2000; Е. Ю. Кузьмина-Караваева (Мать Мария): Библиогр. указ. СПб., 2002; Агеева Л. И. «Петербург меня победил»: Докум. повествование о жизни Е. Ю. Кузьминой-Караваевой - матери Марии. СПб., 2003; Обоймина Е. Н. Свет земной любви: Елизавета Кузьмина-Караваева - мать Мария. М., 2009; Кривошеина К. И. Мать Мария (Скобцова): Святая наших дней. М., 2015.
Ключевые слова:
Святые Греческих Православных Церквей Преподобномученики Греческих Православных Церквей Монашество Греческих Православных Церквей Мария (Елизавета Юрьевна Скобцова; 1891 - 1945), монахиня, духовная писательница, общественный деятель, преподобномученица (пам. 20 июля в К-польском Патриархате)
См.также:
ГАВРИИЛ († 1676), прмч. (пам. греч. 2 февр.)
АВРААМ ЛАТРИЙСКИЙ прп. (пам. греч. 26 или 24 марта)
АГАФАНГЕЛ ЭСФИГМЕНИТ (Афанасий; † 1818), прмч. (пам. греч. 19 апр., 29 окт., в Соборе, на Афоне просиявших)
АНДРЕЙ (XIII в.), отшельник, прп. (пам. греч. 15 мая)
АНДРЕЙ КРИТСКИЙ († 767), прмч. (пам. 17 окт., пам. греч. 19, 20, 21 окт.)
АРСЕНИЙ ПАРОССКИЙ (Новый) (Сергиадис; 1800-1877), в Крещении - Афанасий, прп. (пам. греч. 31 янв.)
АТТАЛ ЧУДОТВОРЕЦ прп. (пам. греч. 6 июня)
АФИНОДОР († 304), прмч. Месопотамский, (пам. 7 дек., пам. греч. 19 дек.)