(Елизавета Юрьевна Скобцова; 8.12.1891, Рига - 31.03. 1945, Равенсбрюк, Германия), прмц. (пам. 20 июля в К-польском Патриархате), мон., духовная писательница, общественный деятель. Род. в семье товарища прокурора окружного суда Ю. Д. Пиленко, впосл. землевладельца и ученого-агронома. С 1895 г. семья проживала в Анапе, где у отца были свои виноградники. В детстве каждую зиму Елизавета обычно ездила с матерью в С.-Петербург к близкой родственнице и своей крестной Е. А. Ефимович, через которую познакомилась с обер-прокурором Синода К. П. Победоносцевым. Впосл. М. называла его другом детства. С 1905 г. жила в Ялте, где ее отец занимал должность директора Никитского ботанического сада и Никитского уч-ща садоводства и виноделия. В 1906 г. после кончины отца переехала в С.-Петербург. Смерть отца стала для Елизаветы тяжелым испытанием, после к-рого она надолго потеряла веру в Бога. В 1909 г. сдала выпускные экзамены в жен. гимназии М. Н. Стоюниной и поступила на историко-филологический фак-т С.-Петербургских высших жен. курсов (Бестужевские курсы). В 1910 г. вышла замуж за помощника присяжного поверенного Д. В. Кузьмина-Караваева, известного в петербургских литературных кругах. В том же году прервала обучение на Бестужевских курсах. Вместе с мужем была активной участницей «Цеха поэтов», посещала литературно-философские собрания в квартире (на «башне») у Вяч. И. Иванова, заседания Религиозно-философского общества в С.-Петербурге. Общалась с Н. С. Гумилёвым, А. А. Ахматовой, М. А. Волошиным, А. А. Блоком, с которым особенно сблизилась и состояла в длительной переписке. Были опубликованы ее поэтические сборники «Скифские черепки» (1912) и «Руфь» (1916), повесть «Юрали» (1915). Также проявила себя как талантливый художник. В 1913 г. оставила Кузьмина-Караваева и уехала из С.-Петербурга в Анапу (развод был оформлен в 1916).
Поддержала Февральскую революцию 1917 г., вступила в партию эсеров. Подарила свое фамильное имение близ Анапы местным крестьянам с просьбой устроить там школу. В февр. 1918 г. избрана заместителем городского головы Анапы, недолго исполняла обязанности градоначальника. После установления в Анапе советской власти была назначена в апр. 1918 г. Анапским городским советом комиссаром по здравоохранению и образованию. В мае того же года приехала в Москву, участвовала в съезде партии эсеров. После объявления большевиками эсеров контрреволюционной партией находилась на нелегальном положении. В окт. вернулась в Анапу, занятую к тому времени белыми войсками. Была арестована за участие в деятельности советских органов власти, но после протестов ряда общественных деятелей выпущена под залог до суда. В марте 1919 г. военно-окружной суд в Екатеринодаре (ныне Краснодар) приговорил ее к 2 неделям ареста. В том же году вышла замуж за Д. Е. Скобцова, общественного деятеля, в нояб.-дек. 1919 г. председателя Кубанской краевой рады. В марте 1920 г. в связи с приближением Красной Армии эвакуировалась из Новороссийска в г. Поти (Грузия). В кон. того же года переехала в К-поль, в 1921 г. с семьей - в Королевство сербов, хорватов и словенцев.
С янв. 1924 г. проживала в Париже. Воспитывала детей: дочерей Гаяну (1913-1936) и Анастасию (1922-1926), сына мч. Георгия (1920-1944). В 1924-1925 гг. в рус. эмигрантских журналах под псевдонимом Юрий Данилов были опубликованы ее повести «Равнина русская» и «Клим Семенович Барынькин», автобиографические очерки «Как я была городским головой» и «Друг моего детства», а также мемуарно-философское эссе «Последние римляне». Смерть от менингита младшей дочери Анастасии вызвала у Е. Ю. Скобцовой глубокие душевные переживания. Она обрела новый смысл жизни - в служении людям во имя Бога. Е. Ю. Скобцова стала жить отдельно от мужа (церковный развод был оформлен 7 марта 1932). С 1927 г. активно участвовала в деятельности Русского студенческого христианского движения (РСХД), выступала с лекциями и докладами, была делегатом съездов. В 1927 г. была избрана кандидатом в члены совета РСХД, в 1930 г.- разъездным секретарем, с 1936 г. член совета РСХД. Заочно училась в парижском Православном богословском институте прп. Сергия Радонежского.
16 марта 1932 г. в храме во имя Сергия Радонежского при Свято-Сергиевом богословском ин-те приняла от митр. Евлогия (Георгиевского), главы Западноевропейского Экзархата русских приходов Константинопольского Патриархата, монашеский постриг с именем в честь св. Марии Египетской. Стала одним из организаторов церковной благотворительной и просветительской деятельности в Париже. В 1932 г. основала в Париже по адресу ул. Виль-де-Сакс, 9 пансионат (общежитие) для одиноких женщин. В 1933 г. на Виль-де-Сакс были открыты богословские курсы. В 1934 г. пансионат был переведен на новое место на ул. Лурмель, 77, где под рук. М. был организован один из важных центров церковно-общественной жизни русской эмиграции. При общежитии был основан храм в честь Покрова Пресв. Богородицы, действовали курсы псаломщиков, а с кон. 1936 г.- также миссионерские курсы. Кроме того, М. организовала в Париже благотворительную столовую для безработных и дом отдыха для выздоравливающих туберкулезных больных в Нуази-ле-Гран под Парижем. М. лично участвовала в ежедневной работе благотворительных учреждений: ходила на рынок за продуктами, готовила пищу, убирала. Она занималась росписью домовой церкви, вышивала иконы и плащаницы. 27 сент. 1935 г. по инициативе М. было создано благотворительное культурно-просветительское общество «Православное дело». В числе основателей были Н. А. Бердяев, прот. С. Н. Булгаков, Г. П. Федотов. Председателем общества избрали М., почетным председателем стал митр. Евлогий. Выступала в печати со статьями различного содержания, продолжала поэтическое творчество. В 1937 г. в Берлине был издан ее поэтический сб. «Стихи».
Во время второй мировой войны, после нем. оккупации Парижа, продолжала благотворительную деятельность, одновременно сотрудничала с движением Сопротивления. В 1940 г. при столовой на ул. Лурмель был открыт магазин для продажи продуктов нуждающимся по низким ценам. В 1941 г. в связи с арестами русских эмигрантов оккупационными властями М. организовала «фабрику посылок» для отправки необходимых вещей заключенным в лагерь в Компьене. Когда в Париже начали проходить аресты евреев, общежитие на ул. Лурмель стало служить убежищем для скрывавшихся от репрессий, гл. обр. для жен и детей арестованных. В июне 1942 г. М. проникла на велодром, где содержались арестованные семьи, и организовала вывоз 4 детей в мусорных корзинах. 8 февр. 1943 г. гестапо разгромило благотворительный центр «Православное дело» на ул. Лурмель. В тот день был арестован сын М. иподиак. Георгий Скобцов. 9 февр. в заключении оказалась и сама М. Вместе с ней был арестован настоятель Покровского храма на ул. Лурмель свящ. Димитрий Клепинин. Была помещена в пересыльную тюрьму в форте Романвиль близ Парижа. В кон. апр. 1943 г. переведена в жен. концлагерь Равенсбрюк. Известно, что в заключении М. писала стихи, рисовала картины на религ. темы.
Не вынеся тягот заключения, в марте 1945 г. М. тяжело заболела и была приговорена начальством концлагеря к казни в газовой камере. Была казнена и кремирована в числе многих др. заключенных. 16 янв. 2004 г. М. была прославлена Синодом Константинопольской Православной Церкви.